Архангел Михаил

25/05/2016

Вопрос:  В Библии несколько раз упоминается имя Архангела Михаила. Идет ли речь об ангеле, как тварном существе, или под Михаилом понимается божественное существо?

Ответ: Да, действительно в Библии есть упоминание об Архангеле Михаиле, и характер его активности позволяет предположить, что это имя может быть связано со Христом. Однако в истории христианской церкви единства в понимании этой загадочной личности не было, поэтому многочисленные Библейские словари, энциклопедии, равно как и комментарии, дают достаточно противоречивую информацию об Архангеле Михаиле. Так, в The Imperial Bible Dictionary говорится о том, что Михаил – это «имя сверхъестественного бесплотного существа, в отношении которого существует два противоположных мнения. Одни считают, что это Господь Иисус Христос, сын Бога, другие - что это один из так называемых семи архангелов».

            Сразу же следует заметить, что представление о семи архангелах заимствовано из иудейской традиции. В самой же Библии, кроме Михаила, о других архангелах больше не говорится, более того, слово «архангел» ни разу не встречается в библейском повествовании во множественном числе, и это позволяет предположить, что под Михаилом в Библии понимается уникальное существо, не сопоставимое по своему статусу ни с какими другими ангелами. Так, использование определенного артикля перед словом «архангел» в греческом оригинале послания Иуды (9 ст.) показывает, что этот титул относится только к Михаилу.

            В адвентистской традиции принято считать, что под Архангелом Михаилом понимается Сын Божий, активно вовлеченный в историю спасения еще до Своего воплощения. И хотя такое понимание выходит за рамки традиционной позиции, сложившейся в христианстве, тем не менее, именно для такого понимания есть определенные основания в тексте Священного Писания.

            Прежде всего, нас не должен смущать тот факт, что применительно к божественному существу, коим является Сын Божий, используется слово «ангел».  Это слово не обязательно относится в тексте Библии только к тварным существам. В первую очередь нам следует обратить внимание на этимологию слова ангел, которое, будучи словом греческого происхождения (ἄγγελος), переводится с древнееврейского «малах» (מלאך), что значит «посланник» или «вестник». Добавление «арх» означает «старший посланник или вестник».

            Спасительная активность Сына Божия в истории спасения действительно представляется как активность небесного Посланца или вестника. Наиболее ярко это проявляется в явлении народу Божьему «Ангела Господня». Как в иудейской, так и в христианской традиции Ангела Господня, вступающего в общение с человеком в опыте так называемых теофаний, принято соотносить с божественным существом. Так, Стефан, рассказывая об исходе народа Израильского из Египта, упоминает Ангела Господня, явившегося Моисею  «в пламени горящего тернового куста» (Деян. 7:30). Стефан ссылается на эпизод, записанный в Исход 3:1-7, где фактически описывается встреча Моисея с Господом, Богом Авраама, Исаака и Иакова. Стефан продолжает и говорит, что именно этот Ангел явился Моисею на горе Синай во время передачи Закона (Деян. 7:38), хотя из текстов Исх. 19:24; 20:22; Втор. 5:4 явствует, что с Моисеем говорил Сам Господь (YHWH). В тексте Исх. 14:19 Ангел Божий идентифицируется со столпом огненным, т.е. с Самим Господом (Исх. 13:21). Об этом Ангеле говорится, что Он будет вести Израиль в обетованную землю и что Его необходимо слушаться, потому что «имя Мое в Нем» (буквально «имя Мое во внутренности Его», Исх 23:21). Интересно заметить, что когда народ впал в грех идолопоклонства у горы Синай, и Бог сообщил Моисею, что отныне Он не пойдет с народом Сам, а пошлет ангела, народ, да и сам Моисей, были крайне смущены (Исх. 33:2-5, 15-16). Очевидно, в последнем случае речь шла об обычном ангеле, а не о том, кто был олицетворением Присутствия Бога. Эту разницу чувствовал и пророк Исаия, который, описывая спасение израильтян, говорит об «Ангеле лица Его» (Ис. 63:9-14).

            Об Ангеле Господнем, тождественном Самому Богу, повествует и история призвания Гедеона (Суд. 6:11-24), и богоявление Маною и его жене (Суд. 13:3-23). Те же слова, которые когда-то услышал Моисей в пустыне: «сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, свято», слышит и Иисус Навин, когда ему явился «Вождь воинства Господня», что позволяет прийти к выводу о полной идентичности этих двух теофаний (Ис. Нав. 5:14). И Моисею, и Иисусу Навину является Сам Господь. На это указывает и факт поклонения «Вождю воинства Господня», как Богу. Обычные ангелы, как известно, поклонение не принимают (Откр. 19:9; 22:8-9).

            Важно подчеркнуть, что в иудейской традиции дохристианского периода существовало представление о том, что эта уникальная личность – Ангел Господень – и есть Мессия, Спаситель Израиля. Имело место отождествление Ангела Господня с Иисусом Христом и в ранней христианской традиции. Так, например, Иустин Мученик в своей Первой Апологии (63.5, 10, 14) пишет: «И так Иудеи, которые всегда думали, что с Моисеем говорил Отец, тогда как говоривший с ним был Сын Божий, Который назывался и ангелом, и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. …Он [Сын] прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы, по воле Отца, для спасения верующих в Него…» (курсив наш).

            Вернемся теперь к архангелу Михаилу. Как мы уже могли заметить, характеризуя Сына Божия как Ангела Господня, авторы Священного Писания ни в коей мере не умаляют Его божественного статуса. Тем самым они лишь подчеркивают Его миссию, как посланного в этот мир и возвещающего спасение. Михаил является архангелом, т.е. старшим или начальствующим над ангелами. Именно так представляется Господь Иисус Христос в Священном Писании. Евангелисты неоднократно подчеркивают, что ангелы находятся в Его подчинении (см. Мф. 13:41; 16:27; 24:31). Апостол Павел говорит о Господе и Иисусе и «могучих ангелах Его» (2 Фес. 1:7, нов. пер.). А апостол Петр, говоря о воскресшем Иисусе, пишет: «Который [Иисус Христос], взойдя на небо, находится по правую руку от Бога и которому подчинены ангелы, власти и силы» (1 Петр. 3:22). В книге Откровение повествуется о вселенской битве Михаила и Его ангелов против дракона (Откр. 12:7). Тот же автор изображает Иисуса Христа как Того, Кто, восседая на белом коне, ведет за Собой «воинства небесные» в великой духовной битве (Откр. 19:11-16). Другими словами, новозаветные свидетельства о начальствующем статусе Сына Божия вполне согласуются с упоминаниями о «Вожде воинства Господня» (Ис. Нав. 5:14-15), «Вожде воинства» (Дан. 8:11) и князе Михаиле, вступающем в защиту своего народа (Дан. 10:13; 10:21; 12:1).

            Следует отметить также, что имя Михаил с еврейского буквально означает «Кто как Бог», что также указывает на обладание Им божественного статуса. Интересно отметить, что в иудейской традиции принято идентифицировать Ангела Господня как Михаила. Так, в Таргуме Псевдо-Ионафана (он же Таргум Иерушалми I) на текст Исх. 24:1 говорится, что Бог повелевает Моисею, Аарону, Надаву, Авиуду и 70-ти старейшинам Израиля взойти на гору и поклониться Господу «издали»: «И Михаил, Князь Мудрости, сказал Моисею в седьмой день месяца: взойди к Господу…». Мы уже знаем, что там на горе был Ангел Господень или Сам Господь (см. Деян. 7:38; Втор. 5:4).

            Убедительным новозаветным доказательством в защиту представления о том, что под Архангелом Михаилом понимается Сам Господь Иисус Христос, может служить текст 1 Фес. 4:16. Апостол Павел, описывая сцену будущего воскресения мертвых при Втором пришествии Христа, говорит: «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут…». В этом тексте глас Архангела напрямую ассоциируется со Христом, грядущем на землю и обладающем властью воскрешать мертвых.

 Зайцев Е.В., Доктор теологии 
Вернуться к Трудные тексты Библии