Принцип "день за год"
Насколько оправдано применение принципа "день за год" к библейским пророчествам?
Вопрос: Истолковывая пророчества, связанные с временными периодами, адвентисты используют так называемый принцип «день за год». Критики считают такой подход спекулятивным. Насколько оправдано применение данного принципа к библейским пророчествам, и не является ли он своеобразным «изобретением» адвентистских богословов, призванным защитить некоторые исключительно «адвентистские» доктрины?
Ответ: Да, адвентистские богословы применяют принцип «день за год» в толковании пророчеств, связанных с временными периодами. Суть принципа в следующем: один день в апокалиптических пророчествах Даниила и Откровения представляется как один год. Так, 1260 дней в Откр. 11:3 и 12:6 означают 1260 лет. Следует подчеркнуть, однако, что адвентисты не изобретали этот принцип, он широко использовался их предшественниками, участниками миллеровского движения в 1840-х гг. Те, в свою очередь, также не изобретали его. Своими корнями этот подход к истолкованию пророческих периодов уходит глубоко в историю христианской церкви и даже за ее пределы.
Самые ранние свидетельства об этом принципе можно найти в Книге Юбилеев, датируемой 2-м веком до Р. Хр. Слово «седьмина» (неделя) автор данной книги соотносит с семью годами. В истории церкви многие толкователи Библии не раз прибегали к данному принципу. Так, его использовал известный средневековый богослов Иоахим Флорский (1132 – 1202 гг.). Последний предположил, что под двумя свидетелями в Откр. 11:3 подразумеваются Церковь Ветхого Завета, которая свидетельствовала в течение 42-х поколений до Христа (Мат. 1:17) и Церковь Нового Завета, которая должна свидетельствовать ровно столько же, т.е. 1260 буквальных лет (за одно поколение Флорский принимал период в 30 лет). В нашу задачу не входит анализировать богословские взгляды Иоахима, нас, прежде всего, интересует вопрос, есть ли какие-то библейские свидетельства в поддержку данного принципа?
Да, есть. Прежде всего, следует обратить внимание на известную особенность еврейского мышления, выраженную в тесной взаимосвязи понятий «день» и «год». Вот наиболее яркие примеры: Быт. 6:3; Быт. 47:9; Исх. 13:10 (в оригинале буквально «изо дней в дни»); Иов. 10:5; Пс. 76:6; Пс. 89:9, 10; Ис. 61:2; Лев. 25:1-8; Чис. 14:34 и др. Во всех этих и многих других текстах, особенно содержащих параллельные конструкции, «день» и «год» используются взаимозаменяемо.
Далее, в Ветхом Завете мы находим несколько примеров, когда Бог преднамеренно использует принцип «день за год» в качестве педагогического приема. Так, после осмотра ханаанских земель и проявленного израильтянами возмущения Бог выносит Свой приговор в следующих словах: «по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, что значит быть оставленным Мною» (Числ. 14:34). С тем же приемом мы встречаемся и в книге пророка Иезекииля, где Бог повелевает пророку лежать сначала на одном боку, потом на другом определенное количество дней, которое соответствует годам отступничества дома Израилева и дома Иудина: «И Я определил тебе годы беззакония их числом дней: триста девяносто дней ты будешь нести беззаконие дома Израилева. И когда исполнишь это, то вторично ложись уже на правый бок, и сорок дней неси на себе беззаконие дома Иудина, день за год, день за год Я определил тебе» (Иез. 4:5-6).
Учитывая тот факт, что видения, в которых встречаются временные периоды, имеют в основном символическую природу, периоды времени, представленные в них, также должны восприниматься как символы и не пониматься буквально. Например, если животные в 7 и 8 главах Даниила являются символическими и представляют собой мировые империи (см. Дан. 7:3-7; 8:3-5, 20-21), то и периоды времени, упоминаемые здесь («до времени и времен и полувремени» в Дан. 7:25; «на две тысячи триста вечеров и утр» в Дан. 8:14), также являются символическими, представляя длительные временные отрезки в истории человечества.
Сам по себе факт, что видения в книге Даниила касаются расцвета и падения известных мировых империй (Вавилона, Мидо-Персии, Греции, Рима), история которых растянулась на сотни лет, указывает на то, что пророческие периоды времени не могут пониматься буквально, поскольку в этом случае мы сталкиваемся с явным несоответствием между реальной продолжительностью этих царств и временем, указанным в пророчестве. Так, общая совокупность времени царствования упомянутых империй составляет около тысячи лет, а это значит, что продолжительность активности малого рога, направленной против «святых Всевышнего» (Дан. 7:25), не может быть ограничена лишь кратким временем в 3,5 года. Буквальное понимание «времени, времен и полувремени» как периода продолжительностью в 3,5 года и привязка этого пророчества ко времени осквернения Иерусалимского храма сирийским царем Антиохом IV Эпифаном в 168 г. до Р. Хр., выглядит не убедительно и в контексте слов Христа, который говорил о «мерзости запустения», предреченной через пророка Даниила, как о событии в будущем (Мат. 24:15).
Следует также обратить внимание на своеобразную форму обозначения пророческих периодов, отличающуюся от обозначения реальных промежутков времени той же продолжительности. Так, выражения «до времени, времен и полувремени» (Дан. 7:25; 12:7; Откр. 12:14), «сорок два месяца» (Откр. 11:2; 13:5) и «тысяча двести шестьдесят дней» (Откр. 11:3; 12:6) относятся к одному и тому же периоду пророческого времени, но, что интересно, ни разу в приведенных текстах не используется привычная формулировка «три с половиной года» или «три года и шесть месяцев», как, например, в Лук. 4:25 или в Иак. 5:17 (Здесь упоминается страшный голод в истории израильского народа, когда на протяжении трех с половиной лет не было дождя). Фактически, «год» - это единица измерения времени, которая ни разу не используется в пророческих периодах. Напрашивается естественное объяснение, что именно на годы и указывают временные пророчества.
Важно подчеркнуть тот факт, что пророчества, представленные в книге Даниила, соотносятся с «последним временем» или временем «конца» (Дан. 8:17; 11:35, 40; 12:4, 9), которое завершится воскрешением мертвых (Дан. 12:2) и установлением вечного Божьего Царства (Дан. 7:27). На то, что 2300 вечеров и утр не следует понимать буквально, т.е. как дни, указывает троекратное повторение ангелом Гавриилом, посланным к Даниилу с целью объяснить видение, слов о конце времени (Дан. 8:17, 19, 26). Вот, что Гавриил говорит, в частности, в третий раз: «Видение же о вечере и утре, о котором сказано, истинно; но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам» (26 ст.). В контексте истории, представленной в этих пророчествах, периоды в 42 месяца (1260 дней) и 2300 вечеров и утр, понимаемые как буквальные 3,5 года и 6,5 лет, лишаются всякого исторического смысла и значения.
Одним из наиболее убедительных доказательств истинности принципа «день за год» является исполнение пророчества о семидесяти седьминах в Дан. 9:24-27. Многие комментаторы, которые, хотя и не прибегают к этому принципу при толковании других апокалиптических текстов, признают, что 70 седьмин фактически являются «седьминами лет», простирающимися от эпохи Персидской империи до времени Христа. Интересно заметить, что в Септуагинте в тексте Дан. 9:25 выражение «шестьдесят две седьмины» переведено как «шестьдесят две [седьмины] лет».
Итак, в Библии можно обнаружить многочисленные свидетельства в поддержку принципа «день за год», который представляется, таким образом, далеко уж и не спекулятивным. На эти свидетельства обращали внимание толкователи пророчеств еще задолго до появления Церкви адвентистов седьмого дня. Использование данного принципа позволяет увидеть истинное значение пророчеств, содержащих временное измерение, и по достоинству оценить факт Божьего руководства в истории человечества.
Зайцев Е.В., Доктор теологии
Институт библейских исследований ЕАД