Николаиты - кто они
Кто такие николаиты, упоминаемые во 2-ой главе книги Откровение?
Вопрос: Кто такие николаиты, упоминаемые во 2-ой главе книги Откровение?
Ответ: Николаиты это одна из отступнических групп в ранней христианской церкви, которая, фактически, развращала церковь, предлагая новообращенным идти на компромисс с культурой и религиозными практиками своего времени. О них упоминается в послании к церкви в Эфес (Откр. 2:6) и в послании к церкви в Пергам (Откр. 2:14-15). Однако, идентифицировать более точно этих людей сегодня не просто, учитывая тот факт, что уже среди ранних отцов церкви мнение относительно этой группы разделялось. Одни описывали николаитов как последователей Николая Антиохийца, прозелита, выбранного в числе семи для дьяконского служения (Деян. 6:5). Согласно этой точки зрения Николай отпал от истинной веры и увлек за собой многих верующих. По мнению других, хотя николаиты и получили свое имя от Николая, сам Николай не был еретиком, он просто был неправильно понят, а его учение извращено.
Хотя однозначно утверждать сегодня связь этого учения с одним из семи дьяконов ранней церкви, учитывая этот разброс мнений, невозможно, в своем описании учения и действий николаитов отцы церкви были практически единодушны. Уже у Игнатия Антиохийского (ум. ок. 110 г.) в его длинном послании содержится предупреждение: «Избегай также николаитов (ложно так названных), сластолюбцев и клеветников». Ириней Лионский (ок. 130-202 гг.) в своем трактате «Против ересей» говорит о николаитах, что они жили, «потакая необузданным похотям». По его мнению, николаиты, якобы, учили, что благодать от Бога может получить только согрешающий, следовательно, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. В подтверждение своей истинной святости николаиты указывали на то, что они «чудотворно» исцеляли намного активней, чем апостолы. Согласно жесткому описанию Климента Александрийского (ок. 150-215 гг.) они «предавались наслаждениям, подобно козлам… и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам…, душа их впадает в трясину порока, ибо следуют они собственным учениям о пользе наслаждений». Ипполит Римский (ок. 170-235 гг.) считает, что Николай был один из семи дьяконов, и что он «отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни». В «Апостольских постановлениях» николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте».
Тертуллиан (ок. 160 – ок. 220), безусловно был прав, когда увязывал учение николаитов с историей Валаама. Он пишет: «Христос говорит, что Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Прочитайте историю Валаама, и вы увидите, что, по совету Валаама, народ Израильский был введен в грех: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», т.е. они были пойманы в западню и хитрым образом попали в сети. Так народ Божий смешался с языческими дочерями, что закончилось для него трагедией. Николаиты учили, что можно есть что угодно, лишь бы тебе нравилось. А Христос говорит: «Я ненавижу это учение. Покайся». Вернись к основам Слова Божия! Бог в Своем Слове ясно сказал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя! Нам к этому добавлять ничего не надо».
О николаитах упоминает в своих работах и первый церковный историк Евсевий: «В это же время существовала – очень недолго – так называемая ересь николаитов; она упомянута и в Откровении Иоанна. Ее последователи хвалились, что Николай был одним из диаконов, товарищей Стефана, поставленных апостолами для служения бедным». Впрочем, Евсевий считал невозможным, чтобы основателем этой ереси был один из семи дьяконов, поставленных апостолами, и потому защищал честное имя Николая из Антиохии.
Более серьезная попытка идентифицировать николаитов связана с изучением значения имени и отождествлением николаитов с учением Валаама.
Дело в том, что имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»). Буквально, это имя означает «тот, кто победил народ». Вполне возможно, что здесь имеет место игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета. Анализируя текст Откровения, можно заметить, что эта интерпретация более всего соответствует тексту и ситуации первого века.
Иоанн отождествляет учение Валаама с двумя проблемами: «они ели идоложертвенное» и «любодействовали». Известно, что Валаам был зачинщиком идолопоклонства и смешения с язычниками среди израильтян (Числ. 25:1-6). Когда Моавитский царь Валак понял, что не может победить израильтян, он нанял пророка Валаама, чтобы тот проклял Израиль. Однако из уст Валаама полились благословения. Придя к выводу, что он не может проклясть израильтян, Валаам посоветовал Валаку использовать сексуальную распущенность и чары языческих праздников, включая потребление пищи, посвященной их богам.
Связь новозаветных лжеучителей с Валаамом очевидна. Николаиты действительно являлись той группой, которая развращала Божьих людей, предлагая им идти на компромисс с культурой того времени. Вместо того, чтобы поклоняться истинному и живому Богу и только Ему одному, они учили, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Участие в подобных церемониях предполагало потребление идоложертвенной пищи, прелюбодеяние и храмовую проституцию.
Не секрет, что ранняя церковь постоянно боролась с проблемой компромисса с язычеством (1Кор. 8-10; Деян. 15:20, 29; 1Кор. 5:1; 6:12-20; Евр. 13:4). Многие христиане послушно следовали решению Совета в Иерусалиме воздерживаться от идоложертвенного и от культовой проституции, однако, были и те, кто поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно представителям этих слоев пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы. Скорее всего, «николаиты» в Откр. 2:6, «держащиеся учения Валаамова» в Откр. 2:14-15 и последователи «Иезавели» в церкви Фиатиры (Откр. 2:20) представляют группы лжеучителей, придерживающихся одного и того же попустительского учения о возможности компромисса.
Церковь, безусловно, должна извлечь уроки из прошлого. В то время как проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают и современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» могут встречаться и сегодня. И хотя они появляются под разными именами, суть их одна: компромисс с миром.
Евгений Зайцев