Предать сатане во измождение плоти…
Как понять слова апостола Павла в 1 Кор 5:5: «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа»?
Как понять слова апостола Павла в 1 Кор 5:5: «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа»?
Этот отрывок из Нового Завета, несомненно, является весьма непростым для понимания. Как минимум три фразы в этом предложении требуют разъяснения: «предать сатане», «измождение плоти» и «чтобы дух был спасен».
Прежде всего следует обратить внимание на контекст, в котором помещены эти малопонятные слова. Павел пишет о том, что один из членов коринфской церкви открыто совершает очень серьезный грех, а церковь никак на это не реагирует, поэтому апостол считает необходимым вмешаться в ситуацию и объявить свое решение. Он требует «предать» согрешившего «сатане» (что бы это ни означало), а затем аргументирует свое решение. Павел сравнивает жизнь Церкви после Голгофы с праздником опресноков, когда нужно было избавиться от всякой закваски, которая является символом греха (1 Кор 5:6-8). Кроме того, он напоминает, что ранее уже предупреждал общину «не сообщаться с блудниками», что подразумевает отказ от общения и совместной трапезы (не исключено, что речь здесь идет о Вечере Господней, или причастии) с теми, кто, став христианином, продолжает жить в грехе (1 Кор. 5:9-11).
Вся глава заканчивается такими словами: «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13). Это практически дословное повторение формулы «истреби зло из среды себя», которая несколько раз встречается в книге Второзаконие (13:5; 17:7; 19:19; 21:21; 22:21, 24:7). Проблема в том, что в Ветхом Завете такая формула всякий раз подразумевает смертную казнь (как правило, через побиение камнями) за совершение тяжкого преступления. Неужели Павел призывал церковь предать согрешающего смерти? Такое впечатление еще более усиливается, когда мы пытаемся понять, что значит «измождение плоти». Греческое слово olethros, которое Синодальная версия переводит как «измождение», буквально означает «уничтожение», «смерть», «гибель», «разрушение».
Таким образом, автор послания призывает предать грешника сатане «для уничтожения плоти», но при этом рассчитывает, что его «дух» будет «спасен в день Господа», то есть при пришествии Христа. Это порождает еще одну проблему, поскольку возникает впечатление, что Павел здесь учит спасению духа независимо от тела. Однако Священное Писание не поддерживает такое понимание спасения. В частности, сам Павел в 1 Фесс. 5:23 описывает спасение верующих, которое совершит Иисус Христос при Своем Втором пришествии, как избавление всего человека – его «духа, души и тела». Следовательно, мы не можем трактовать 1 Кор 5:5 в терминах гностицизма, понимающего спасение, в том числе, как избавление духа из темницы тела.
Здесь следует отметить, что одни и те же слова в разных ситуациях могут принимать разные значения. Так, апостол Павел часто использует слова pneuma (дух) и sarx (плоть) в переносном значении, описывая с их помощью человеческую природу и, с одной стороны, стремление человека к Богу, а с другой стороны, влечение к греху. Слово «плоть» может использоваться и как синоним к слову «тело», но в данном случае это маловероятно. Во-первых, чуть ранее Павел использует слово «тело» (греч. soma) в его буквальном значении: «Отсутствуя телом, но присутствуя духом» (1 Кор. 5:3); следовательно, слово «плоть» должно означать нечто другое.
В 1 Кор. 5:5 мы находим три пары антонимов: «сатана» и «Господь», «уничтожение» и «спасение», «плоть» и «дух». Структура этого стиха выглядит следующим образом:
Предать сатане
для уничтожения
плоти
чтобы дух
был спасен
в день Господа
Здесь налицо противопоставление «плоти» и «духа». Как правило, когда эти понятия в трудах Павла противопоставляются, они имеют отношение к духовной природе человека. Первое послание к Коринфянам не является исключением: в начале третьей главы апостол называет своих адресатов «не духовными, но плотскими». Интересно, что чуть ранее (1 Кор. 2:14) он использует слово «душевный» в качестве синонима к слову «плотской»; в этом контексте термин «душа» оказывается ближе по своему значению к «плоти», чем к «духу».
Вместе с тем, слово «дух» может описывать и всего человека, все его естество. Например, в 1 Кор. 6:17 читаем: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом». Кроме того, в этом же послании Павел называет «духом» воскресшего Христа: «Последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15:45). При этом он не отрицает того, что воскресший Спаситель обладает телом, но называет это тело «духовным», в противоположность «душевному», или тленному, телу ныне живущих людей (1 Кор 15:35-44).
Таким образом, идею 1 Кор. 5:5 можно передать следующими словами: апостол хочет, чтобы «плоть» (то есть греховная природа, влечение к греху) была «уничтожена», в результате чего «дух» (личность, пришедшая в духовное единство с Господом) получит спасение при Втором пришествии Иисуса Христа. Но, в таком случае, что значит «предать сатане», и как это действие поможет достичь желаемого результата?
Выражение «предать сатане», за исключением 1 Кор. 5:5, встречается в Библии лишь однажды, в 1 Тим. 1:20, где Павел пишет: «Таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать». Именей и Александр – это люди, которые отвергли «веру и добрую совесть» и в результате «потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19). Вне всякого сомнения, в данном случае речь не идет о физическом уничтожении грешников, поскольку таковое никак не помогло бы им «научиться не богохульствовать». Вероятнее всего здесь, как и в 1 Кор 5:5, апостол использует непривычную для нас, но, по-видимому, известную в ранней церкви формулу отлучения (возможно, временного) от сообщества верующих, при котором человек переходил из Церкви (то есть из-под власти Бога) в мир (то есть во власть сатаны). Конечной целью подобной дисциплинарной меры, как мы видим, было стремление привести грешника к спасению.
Подобная интерпретация подтверждается контекстом 1 Кор. 5:5. Как уже было отмечено вначале, Павел пишет о необходимости удалить «закваску», то есть сознательно и открыто согрешающего, и перестать «сообщаться» с таковым, прекратив участие в совместных трапезах. Таким образом, грешник переставал быть частью общины и не мог участвовать в евхаристии. Столь серьезные действия должны были побудить исключенного раскаяться, дабы получить возможность воссоединиться с Церковью.
Таким образом, выражение «предать сатане» можно понимать как устойчивую формулу, описывающую действие Церкви по отношению к согрешающему, так же как и формула «истреби зло из среды себя» описывала действие избранного народа в отношении преступивших Закон Божий. Если в Ветхом Завете такое действие, как правило, подразумевало физическое уничтожение грешника без акцента на возможном покаянии, в Церкви Нового Завета оно означало прежде всего духовное отлучение от общества народа Божия.
Учитывая изложенное выше, мы можем (признавая, впрочем, тот факт, что нам многое неизвестно о жизни и практиках раннехристианской Церкви) понять слова апостола Павла в 1 Кор. 5:5 следующим образом: «Исключите такового из общины, чтобы его стремление ко греху могло быть уничтожено, а духовный человек был бы спасен при пришествии Господа».
Антон Петрищев