Евгений Зайцев. Непреходящая истина

Заокский: Источник жизни, 2011. - 320 с.

15/07/2016


Оглавление

Глава 1. Что есть истина?
Глава 2. Слово Твое есть истина
Глава 3. А Господь Бог есть истина
Глава 4. Я есмь путь и истина и жизнь
Глава 5. Когда же придет Он, Дух истины
Глава 6. Ибо нет в нем [дьяволе] истины
Глава 7. И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины
Глава 8. И познаете истину, и истина сделает вас свободными
Глава 9. За них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною
Глава 10. Правда Твоя - правда вечная, и Закон Твой - истина
Глава 11. Поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Глава 12. Церковь Бога живого, столп и утверждение истины
Глава 13. Ни нисшедшие в могилу уповают на истину Твою
Глава 14. Он есть священнодействователь скинии истинной
Глава 15. Истинны и праведны суды Твои
Глава 16. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет
Глава 17. Они заменили истину Божью ложью
Глава 18. А тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев
Глава 19. Я избрал путь истины
Глава 20. Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия
Глава 21. Да войдет народ, хранящий истину
Послесловие

Предисловие

Книга, которую Вы держите в руках, появилась несколько необычно. Автор никогда не помышлял о написании книги с названием, в котором заключено слово «Истина». Так уж повелось в нашем плюралистическом обществе, что всякий, претендующий на изложение истины, вызывает подозрения. Кто и что только не говорил об истине; казалось бы, давно уже сказано все. Поэтому насколько актуален этот вопрос «Что есть истина?» сегодня, или, может быть, в век постмодернизма знаменитый вопрос Пилата потерял всякую значимость?

Как известно, мы живем в эпоху, которая характеризуется плюрализмом (множественным характером истины), релятивизмом (относительным характером истины), нигилизмом (отрицанием всякого авторитета) и индивидуализмом («каждый сам себе закон»). В этих условиях понятие истины казалось бы должно исчезнуть из словаря современного человека.

 Следует заметить, что основы подобного постмодернистского мышления были заложены еще в эпоху Просвещения, когда критицизм стал основой всякого знания. Во второй половине 18-го века немецкий философ, поэт и драматург Готхольд Лессинг написал известную драму «Натан мудрый». В ответ на вопрос, какая религия – христианство, иудаизм или ислам является истинной, Мудрый Натан рассказывает знаменитую притчу о кольце, которое передается из поколения в поколение отцом своему любимому сыну. Трудности возникли, когда у одного отца оказалось три сына. Поскольку все три были равно дороги ему и не желая выделять одного сына более других, отец заказал две точные копии кольца и дал каждому сыну по кольцу. После смерти отца каждый из сыновей стал заявлять, что настоящее кольцо находится именно у него. Между сыновьями вспыхивает ссора. Пригласили судью, и судья вынес следующий вердикт: «Я слышал, что настоящее кольцо обладает силой делать человека добрым в отношении Бога и других людей. Это и должно служить критерием подлинности кольца. Подделки не обладают такой силой. В таком случае все вы обманутые мошенники. Все три кольца – подделки. Настоящее кольцо, возможно, потерялось. Вот вам мой совет: примите все как есть. Если каждый из вас получил кольцо от своего отца, тогда верьте всем сердцем, что вы получили настоящее кольцо. Идите и пытайтесь преуспеть в том, чтобы показать силу кольца».

Суть притчи ясна – абсолютной истины нет ни в иудаизме, ни в христианстве, ни в исламе.

 Лессинг, таким образом, отвергает христианскую презумпцию оригинальности и предлагает тезис, заключающийся в том, что истина любой религии второстепенна по отношению к нравственности ее последователей. Согласно этой философии, все религии одинаково истинны и ценны. Главное, чтобы их последователи были высоко нравственными людьми.

 Подобное постмодернистское мышление находит свое отражение и в знаменитой буддистской притче о слоне и слепых, которые делились своими впечатлениями от «рассматривания» слона. Тот, кто осязал пальцами хобот животного, сказал, что слон похож на змею, тот, кто осязал ухо слона, пришел к выводу, что слон похож на ствол дерева, тот, кто осязал ухо, заявил, что слон подобен большому листу лопуха и т.д. Каждый претендовал на истинное знание слона, и между слепыми вспыхнула ссора. Вывод из этой притчи в том, что на знание универсальной и абсолютной истины не может претендовать никто.

 Вопрос, «Что есть истина» – извечный философский вопрос. Является ли наше знание окружающего мира истинным? Что считать истинным, а что ложным? Что является критерием истинного знания? Существует ли абсолютная истина? Кто устанавливает факт истинности того или иного знания? Над всеми этими вопросами философы бились во все века, предлагая различные теории истины.

 Одни считали истиной то, что соответствует объективной реальности. Если наше знание совпадает с существующей реальностью, значит оно истинно. Вопрос только в том, как определить, что наше знание совпадает с реальностью. Так, вплоть до позднего средневековья, т.е. на протяжении нескольких тысячелетий, человечество искренне верило в истинность своих представлений о том, что земля находится в центре вселенной, и что все другие планеты, в том числе и солнце, вращаются вокруг земли. В этом человека каждодневно убеждал восход и заход солнца. Однако подобная модель мира оказалась ложной, поскольку не соответствовала объективной реальности – факту вращения земли вокруг своей оси и движению земли вокруг солнца. В свое время Эйнштейн объявил относительность законов классической механики Ньютона, считавшимися незыблемыми на протяжении столетий. Можем ли мы быть уверенными в том, что наше сегодняшнее знание истинно?

 Другие считали истинным то, в чем согласны большинство людей. Так, Викентий Леринский в 5 веке, желая найти надежный критерий истинности Священного Предания, сформулировал принцип: «во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все, то и есть истинно». Нельзя сказать, чтобы этот подход к истине был новым. Своими корнями он восходит еще к Гераклиту, который говорил: «там, где мы все согласны между собой, мы имеем дело с истиной; но там, где наши индивидуальные суждения расходятся, мы ошибаемся». Но насколько надежен подобный подход к истине? Сколько раз в истории совершались ошибки, потому что ошибалось именно большинство? В качестве примера можно привести Вселенский собор 449 г. в Ефесе, позже объявленный недействительным и даже прозванный «разбойничьим».

Для третьих истинным признавалось то, что имеет практическую значимость для человека, что ему полезно, выгодно. Подобные представления были положены в основу так называемой прагматистской теории истины. Но может ли польза или выгода выступать критерием истины? Разве кажущаяся в словах древнего змия выгода («и вы будете как боги, знающие добро и зло»), не обернулась бедой для всего человечества? Не несет ли сегодня в себе беду кажущаяся выгодность генетически-модифицированных продуктов? И вообще, способен ли человек греховный самостоятельно ориентироваться в том, что полезно для него, а что нет?

 Кто-то утверждал, что истинным можно считать только то, что не противоречиво, что внутренне согласованно. В основу данного критерия была положена человеческая логика. Но, не секрет, что и логика может подводить нас. Возьмем, например, известный силлогизм:

Все, что существует – от Бога;

            Все, что исходит от Бога – благо;

            Следовательно, все, что существует – благо.

Согласно этой логике получается, что зло это тоже благо!?

 Наконец, для кого-то истинно то, что проверяемо. Но все ли можно проверить? Можно ли, например, проверить, поставив в условия эксперимента, факт многомиллионной эволюции человека от человекообразных обезьян? – Нет. Означает ли это, что эволюционная теория не истинна? На основании данного критерия можно было бы прийти к такому выводу, однако современная наука убеждена, что теория Дарвина - истинна, просто время для такого эксперимента еще не настало.

 В эпоху постмодерна, однако, все эти вопросы об истине и о поисках ее критериев потеряли смысл. Плюрализм и релятивизм, провозглашаемые этой эпохой, фактически уничтожили понятие истины. Если в эпоху модерна (эпоха Просвещения) в связи с развитием историко-критического метода в теологии под сомнение была поставлена истинность Священного Писания, то в эпоху постмодерна под сомнение поставлено само существование истины. Что это значит для современного христианского сознания? Это означает, что никаких абсолютных категорий сегодня не существует. А раз нет абсолютной истины, то и Библия перестает быть критерием истины. Божественный авторитет Священного Писания как Слова Божьего, окончательно подрывается. Размываются нравственные ориентиры, прописанные в Законе Божьем, что ведет фактически к смешению понятий добра и зла, к нравственному релятивизму, к идеологии, при которой каждый сам для себя решает, что хорошо, а что плохо. В этих условиях происходит и утрата Церковью своего миссиологического видения, самой цели своего существования в этом мире. Многими верующими все острее ощущается бессмысленность проповедовать истину, которой просто уже не существует.

 В связи с происходящими в общественном сознании переменами, которые, безусловно, затронули и Церковь, возникла идея проведения широкомасштабной евангельской программы с использованием спутниковых технологий на тему «Что есть истина?» Главная цель программы заключалась в том, чтобы привлечь внимание человека эпохи постмодерна к вечным и неизменным ценностям, заключающимся в Библии, к нравственным принципам, выраженным в Законе Божьем, одним словом, цель эта заключалась в возвращении Истины, которая связана с Самим Богом. Библейское «алетейа» (истина), как известно, мало что имеет общего с попытками философского осмысления истины. В Библии истина связана с личностью Христа и Его Словом, а не с какой-то абстрактной идеей или сущностью.

 На вопрос Пилата «Что есть истина?» - ответа нет. В философии это открытый вопрос до сих пор. Однако есть ответ на вопрос «Кто есть истина?» - Это Иисус Христос. Вызов, брошенный эпохой постмодерна истине, фактически, означает вызов, брошенный Христу, о котором в Евангелии сказано: «Ибо нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись» (Деян 4:12).            Проповедь этой вести и есть не что иное, как ответ на вызов постмодерна.

 Господь удостоил нас чести проповедовать вечное Евангелие истины в самое ответственное, самое сложное время, время, когда, как предрекал апостол Павел «здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты, - наставляет апостол своего молодого ученика Тимофея, - будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое» (2 Тим. 4:3-5).

 В основу настоящей книги положены проповеди, которые были сказаны автором в рамках упомянутой выше евангельской программы.  Тема каждой проповеди связана с понятием истины; каждая проповедь представляет собой, по сути, развернутый ответ на извечный вопрос «Что есть истина?» с позиции божественного откровения. Рассматриваются основополагающие доктрины христианской церкви с акцентированием внимания на наиболее острых и часто дискутируемых вопросах. Так, например, тема «А Господь Бог есть истина!» раскрывает идею божественного триединства в Библии; тема «Я есмь путь, истина и жизнь» посвящена утверждению божественного статуса Сына Божьего и Его спасительной миссии; тема «Когда же придет Он, Дух истины» посвящена утверждению личностной природы Святого Духа в Библии; тема «Столп и утверждение истины» раскрывает значение Церкви Божьей, ее основных характеристик и миссии в мире и т.д. Ключевое понятие в каждой из двадцати одной глав книги – Истина.

 Автор надеется, что книга, которую Вы держите в своих руках, поможет Вам, по крайней мере, лично для себя ответить на этот не теряющий своего значения вопрос «Что есть истина?» А ответить на него рано или поздно должен каждый человек. Ибо от ответа на данный вопрос будет зависеть не только качество его жизни здесь на земле, но и его вечная участь. 

Автор
Вернуться к Публикации