Евгений Зайцев. Диалог с православным верующим

15/07/2016


Оглавление

Предисловие
Глава 1. Введение. Что такое православие.
Организационное устройство Православной церкви и Церкви адвентистов седьмого дня.
Краткая история Православной церкви.
Глава 2. Знакомство с основными догматическими положениями православия (часть 1)
Глава 3. Знакомство с основными догматическими положениями православия (часть 2)
Глава 4. В ожидании Второго пришествия
Глава 5. Основные принципы диалога с православным верующим
Словарь основных понятий Православной церкви
Список рекомендуемой литературы
Приложение 

Предисловие

            Далеко не просто складываются государственно-церковные и межконфессиональные отношения в современной России и ряде сопредельных государств бывшего Советского Союза. Связано это с целым рядом факторов. К несовершенству законодательной базы, регулирующей данную сферу общественной жизни, можно добавить и незрелость отношений, которые сегодня имеют место между конфессиями.

Как известно, в многонациональной России, да и во многих других странах бывшего Союза, национальный состав населения которых весьма неоднороден, на протяжении уже многих веков сосуществуют разные религии, отношения между которыми, хотя и носили в прошлом большей частью лояльный характер, не всегда складывались благополучно. В настоящее время, к сожалению, отмечаются попытки усилить межрелигиозную рознь в обществе, переводя и национальные конфликты в религиозную сферу. Эти попытки чрезвычайно опасны, поскольку ведут не просто к угрозе межнационального и межконфессионального согласия, но и к разрушению национальной целостности наших стран.

В 90-е гг. прошлого столетия, в связи с крушением коммунистической идеологии, распадом Советского Союза и связанного с этим падением железного занавеса, на образовавшихся на территории бывшего Союза самостоятельные и независимые государства обрушился поток «вестернизации». В страны Содружества хлынул и поток западных миссионеров, представляющих самые разные конфессии. Именно в это время как никогда остро встала проблема социально-культурной, а также религиозной идентичности России, Украины, Белоруссии и многих других стран. Оказавшись на распутье, наши народы должны были определиться в последующем пути развития, в том числе и духовного.

Как известно, на становление государственности и всей многовековой культуры славянских народов оказало влияние византийское христианство в лице Православной церкви. Основной массой населения история славянской Руси всегда осознавалась как история утверждения и сохранения именно православной идентичности. Не случайно то, что все чаще и чаще в ряде стран с преобладающим восточнославянским населением в качестве символа национальной религиозно-культурной идентичности сегодня утверждается православие как «подлинно национальная религия», которая должна выставить заслон всем «чужим верам», якобы несовместимым с духом национальной культуры. Если говорить о России, то сегодня вновь возрождаются православные мифологемы типа: «Русь святая, храни веру православную!», «Без православия нет России», «Быть русским – значить быть православным» и т.п. В подобных условиях любые сторонние влияния на формирующееся этнокультурное пространство воспринимаются подчас как чужеродные и нежеланные.

Следует заметить, однако, что в этот сложный и весьма противоречивый процесс поиска нашими странами своей национальной идентичности вовлечены все населяющие их народы, отличающиеся, как известно, многообразием культурно-религиозных традиций. Приходится озадачиваться проблемой своей религиозно-культурной идентичности, своей роли и места в обществе и протестантам, в том числе и адвентистам, которые традиционно воспринимались в России как явление сугубо «западное» и потому чуждое православному сознанию, быту, укладу, всей культуре русского народа. До сих пор это настороженное отношение к протестантам сохраняется. Выражается оно в многочисленных случаях ущемления прав и свобод протестантов, в попытках законодательным путем ограничить их деятельность, в желании придать юридический статус термину «секта» и т.д.

Не секрет, что Русская православная церковь достаточно ревниво относится к деятельности, особенно миссионерской, различных протестантских конфессий, отстаивая свое право на так называемую каноническую территорию[1]. В последнее время в определенных кругах активно обсуждается вопрос о необходимости законодательного запрещения миссионерской деятельности на территории России. Еще в 2006 году Министерство юстиции Российской Федерации представило в правительство проект закона «О миссионерской деятельности», который, однако, был отправлен на доработку. К осени 2009 года Минюст переработал документ и представил его как поправки к закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» и к Кодексу РФ об административных правонарушениях. В документе впервые дается определение миссионерству в России как «деятельности среди лиц, не являющихся членами, участниками, последователями данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в религиозное объединение и осуществляемой религиозными объединениями либо уполномоченными ими лицами непосредственно, публично, при помощи средств массовой информации либо другими законными способами». При этом право проповедовать будет дано только руководителям религиозных организаций или лицам, имеющим специальную доверенность от руководства своей церкви. Остальным пропагандировать религиозные идеи будет запрещено. Сегодня, как известно, для этого никаких разрешений не требуется. 

Инициативы Минюста вызвали протест со стороны представителей многих религиозных организаций, считающих, что законопроект содержит грубые нарушения Конституции РФ, закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и международных норм. Предлагаемые поправки носят заведомо ограничительный характер, и христиане, соблюдающие во всем заповеди Христа и стремящиеся исполнить Его поручение, выраженное в словах «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), могут просто подвергнуться репрессиям.

В приведенных словах Христа акцент сделан на научении, другими словами, на христианском просвещении. Нуждаются ли сегодня наши соотечественники в познании Божьего Слова, нуждаются ли они в знании тех вечных духовно-нравственных норм, которые заключены в Его святом законе? Ответ, однозначно будет – да! Достаточно указать на крайне низкий уровень морали в современном обществе, обесценивание нравственных норм, элементарное невежество в вопросах религиозного знания. Треть россиян не могут вспомнить или не знают ни одной из десяти библейских заповедей, выяснили социологи. Среди последователей православия число таких людей составляет четвертую часть (27%), среди неверующих и колеблющихся между верой и неверием - свыше половины (57-61%). Не может не беспокоить и катастрофически высокий уровень социальных проблем в современной России. Задумайтесь над следующей статистикой:

¨  В России сегодня один из самых высоких в мире уровней потребления алкогольных напитков. Потребление алкоголя с учетом нелегального оборота спиртсодержащей продукции в России составляет около 18 литров на человека. По оценкам ВОЗ, если потребление чистого алкоголя на душу населения превышает 8 литров в год, это уже чревато серьезными последствиями для здоровья нации. Только на официальном учете  в России состоит более 3 млн. страдающих хроническим алкоголизмом. Специалисты считают, что эта цифра, если учитывать всех тех пьющих, которые не состоят на учете, должна быть увеличена, по крайней мере, в четыре раза. Алкогольные напитки употребляет более 80% молодежи и почти 40% школьников.

¨  Критически высокий уровень потребления табачных изделий. В России курят 67% мужчин и 40% женщин. Ежегодно от курения умирают до полумиллиона россиян. Доля курящих подростков с советских времен утроилась – с 20% до 60%, а возраст первой пробы снизился с 15 до 11 лет.

¨  Россия занимает одно из первых мест в мире по масштабам употребления инъекционных наркотиков. Число наркоманов в России приближается к трем миллионам человек. Среди наркоманов более 80% – это дети и молодежь.

¨  Кризис нравственных ценностей среди подрастающего поколения. Согласно опросу Института социологии РАН, 55% молодых людей, то есть больше половины, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха.

¨  Прогрессирует сексуальная распущенность несовершеннолетних, резко участились ранние (до достижения полной психофизиологической зрелости) беспорядочные половые связи среди подростков.

¨  Крайне остро стоит проблема социального сиротства. В России самый высокий в мире процент брошенных детей. За последние 15 лет число детей-сирот возросло более чем на 75%. В России 1 342 школы для умственно-отсталых детей, 126 школ и 16 993 класса для детей с задержкой психического развития, 152 дома-интерната для детей-инвалидов. В них воспитывается множество детей, брошенных своими родителями. Ежегодно находится в розыске от 50 до 60 тысяч несовершеннолетних, самовольно ушедших от родителей либо из детских воспитательных учреждений.

¨  Отмечается глубокий кризис института семьи и семейных ценностей. В последнее десятилетие Россия занимает одно из первых мест в мире по количеству разводов. Около 30% детей рождается в незарегистрированных браках.

¨  Катастрофически высокий уровень абортов. В России ежедневно!!! убивают 10.000 неродившихся детей. С начала 1990-х гг. Россия занимает первое место в мире по уровню абортов. По сути, Россия – единственная страна мира, где до недавнего времени количество абортов превышало количество живорождений.

Приведенная выше статистика неумолимо свидетельствует о том, что общество наше тяжело больно. Налицо признаки глубокой духовно-нравственной деградации общества. Неужели в условиях такого серьезного кризиса на т. н. канонической территории Православной церкви может быть тесно всем людям доброй воли?

Церковь адвентистов седьмого дня осознает и свою долю ответственности в решении проблем российского общества.  Несколько лет назад Церковь АСД выразила свою социальную позицию, приняв весьма значимый документ «Основы социального учения Церкви АСД». В нем нашло свое отражение желание Церкви активно участвовать в решении насущных проблем современности. Для этого у Церкви есть все необходимые инструменты. К сожалению, потенциал Церкви не используется в полной мере из-за несовершенства государственно-церковных и межконфессиональных отношений. Зачастую эти отношения омрачаются взаимной подозрительностью, упреками в адрес друг друга. Иногда даже социальная активность адвентистов вызывает совершенно необоснованные опасения. Учитывая непростой характер отношений, складывающихся между православием и протестантизмом, настала пора просто лучше узнать друг друга. Для этого и написана данная книга.

В настоящем издании представлена попытка дать анализ и оценку так называемому «зрелому» православию, выраженному в серьезной и глубокой проработке догматических положений. Не секрет, что то, во что верят простые прихожане Русской православной церкви, не всегда соответствует зрелому православному богословию. В этой вере можно усмотреть много того, что даже отдаленно не напоминает библейское христианство: вера в приметы, суеверие, начетничество, фанатизм. Конечно, на уровне такого бытового православия достаточно легко видеть изъяны Церкви и в связи с этим ее критиковать. Следует заметить, что большая часть протестантской литературы направлена на критику именно такого обыденного православия, в котором, и это не секрет для самих православных, много элементов, заимствованных из языческих верований[2]. Однако зрелое православное богословие требует более серьезного к себе отношения, поскольку оно само говорит об этих изъянах, усматривая в «бытовом» православии целый ряд искажений православного учения. Серьезный анализ «зрелого» православия позволит на более глубоком уровне дать оценку тем исходным предпосылкам, которые положены в основу православного богословия.

Основной целью данного издания является ознакомление  пастырей и членов Церкви христиан адвентистов седьмого дня с  историей и основными положениями вероучения Православной церкви для того, чтобы найти лучшие, более эффективные методы служения людям в православном обществе. Книга написана в конструктивном ключе и предполагает зрелый диалог двух традиций, свободный от нездоровой практики очернительства и ругательства, свойственной, к сожалению, и православным, и адвентистам.

Объем издания не позволяет подробно остановиться на литургике и всей культовой практике православия. В центре внимания, главным образом, основные догматические положения, относящиеся к восприятию Бога, мира, человека и его спасения от греха и зла. В книге часто проводятся параллели с адвентистским учением, что значительно облегчает восприятие иногда непростого материала для тех, кто впервые сталкивается с теологией православия.

В помощь читателю в пособии приводится краткий словарь основных терминов, имеющих непосредственное отношение к культовой практике православия. Дается также список наиболее доступных источников, которые могут помочь в углублении своих знаний тем, кто хотел бы лучше знать культуру и верования русского  народа. Готовность служить народу предполагает такое знание, и мы надеемся, что с помощью этого знания наш диалог с православным обществом выйдет на качественно новый уровень.


[1] Ряд поместных православных церквей имеет свою каноническую территорию, целостность которой в принципе признается другими поместными церквами. На этой канонической территории другие церкви не имеют права основывать свои приходы.

 

[2] О проблеме так называемого двоеверия (синкретизма византийского христианства и язычества славян) писали прот. А. Шмеман, прот. Г. Флоровский и др.




Вернуться к Публикации